На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Олег Павлов

637 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Бакланов
    Вы тоже в плену пропаганды. Большинство пенсионеров США и Европы не могут раскатывать по миру. А такие пенсионеры, ко...Лайфхак: как не в...
  • Сергей ЮгЗапСиб
    "...Пенсионеры в других странах живут в свое удовольствие и раскатывают по миру..." --------- Взрослый человек, а до ...Лайфхак: как не в...
  • Наиля Саттарова
    Правильно, Михаил!  Статья заказная. Нищенствует народ. Еще его учат не роптать, а экономить. Пенсионеры в других стр...Лайфхак: как не в...

Миссия невыполнима: дистанционное обучение

У проблемы дистанционного обучения есть два аспекта, которые не позволят никогда перейти на него полностью: технический, а также биологический и педагогический. И оба не дадут ввести его так, как видится фантазерам-политикам.

Под педагогическим я понимаю комплекс факторов, поскольку педагогика, в строгом смысле, это наука методологическая, которая учитывает в процессе обучения изыскания целого ряда наук о человеке. Это важнейшие факторы, которые не отменить указами, ибо они законы природы.

Итак, власти пока решили не принимать закон о дистанционном обучении в школах и вузах. Слишком уж неоднозначное отношение к этой форме обучения сложилось у населения. Даже можно сказать резко негативное. Попробовали.

Отложили, но не отказались. Владимир Жириновский так в своем Телеграмм-канале и написал, что мол рано еще: «Пусть учителя и родители привыкнут». Но на мой взгляд дело здесь не в привычке и не в косности граждан. Ну какое неприятие современных технологий может быть у детей?

А они буквально воют от такой формы обучения. В прямом смысле – для них интернет место для дурачанья. Те, что постарше и начали малость соображать, понимают, что знаний им дистанционка не дает в том объеме, на который рассчитывают. А у них планы – страшилище ЕГЭ и поступление в университет.

Опыт преподавательской работы в школе и в ВУЗе позволяет мне попытаться понять проблему с педагогической точки зрения. А опыт редакции, которая с 2012 года частично, а с 2016 года полностью работает в дистанционном режиме, дает возможность вникнуть в ту часть проблем, с которыми сталкиваются школьники, студенты и преподаватели. Не по кабинетной теории урбанистов, а на практике.

Первая трудность, и самая объективная, с которой столкнулись уже этой весной, но которую постарались проигнорировать – техническая. Чтобы слушать лекции и уроки нужны гаджеты и устойчивый интернет. Во многих уголках страны нет у людей ни того, ни другого.

Техника развивается и сейчас, в общем-то, и недорогой планшет может обеспечить видеосвязь. Но у многих семей нет денег и на него. Это только в представлении оторванных от реальности людей 17 тысяч зарплаты – это средний класс. На деле этих денег не хватит ни на что, особенно для семьи с детьми. А дистанционное обучение — это как раз о них.

Даже по официальным данным Росстата в России во втором квартале 2020 года зафиксировано 19,9 млн бедных людей. Это 13,5 процента населения страны. По завершении года эта цифра будет явно выше. И надо полагать, что планшеты и компьютеры есть далеко не у всех.

А если детей несколько? А уроки идут одновременно? К тому же дешевые планшеты и проработают недолго. Сколько их надо будет покупать за учебный год?

Широкополосный интернет тоже далеко не всеобщее благо. Даже в Москве и Подмосковье постоянно происходят сбои, интернет может пропасть на минуту и так несколько раз в течение дня. А может исчезнуть и на пару дней. Эта проблема постоянная даже в мегаполисах, так чего говорить о небольших городках и селах?

Сплошного интернета по всей стране нет, это признают и власти, а среди кучи вопросов к пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря проблема входит в число самых упоминаемых. Наверняка во многом из-за опасений по той же дистанционке.

Решить ее в ближайшее время не удастся, потому что IT-компании обложили законами, исполнение которых не реально, но требует колоссальных затрат. Тот же закон Яровой. А значит эти деньги не будут пущены на развитие сети.

Ну и учителям нужно научиться не только кнопочки нажимать, но и как работать с камерой и микрофоном: какие звуки теряются в процессе технической передачи голоса, на каком расстоянии надо говорить, технике речи. Но это как раз решаемо. Особенно для старых учителей: культура речи и постановка голоса входили в программу обучения советских пединститутов.

Это все объективные трудности, технические. Они решаемы, но еще не решены и неизвестно когда это произойдет. А когда граждане станут жить достаточно зажиточно вообще никто не знает.

Вторая немаловажная проблема – чисто биологическая. Как я уже говорил, современная педагогика строится на достижениях других наук. Я бы отметил в нашем случае, прежде всего, возрастную физиологию. Почему человек поступает так и не иначе и почему это характерно именно для этого возраста. Ответ – ну организм вообще-то всегда меняется.

Все знают про переходный возраст, и все уверены, что он бывает раз в жизни и только у подростков. На самом деле таких периодов у человека несколько. В подростковом возрасте он просто очень яркий. От процессов, которые происходят в организме зависит поведение человека. Ребенка в первую очередь – он постоянно растет и все растут неравномерно.

Так вот – дети младших и средних классов чисто физиологически не могут вести себя как взрослые и сидеть неподвижно у экрана компьютера, как того требуется. Для них все происходящие – это не серьезно, а главное – трудно физиологически. Собственно, это и послужило причиной, что в Москве Собянин отменил дистанционное обучение для школьников 1-6 классов – бесполезно.

Но и старшеклассникам такая форма обучения дается нелегко. У них-то как раз вот тот яркий переходный возраст. Они уже подходят к своим действиям достаточно осознанно, но у них еще нет навыков самостоятельной работы. Тем более в современной школе, которая натаскивает исключительно на ЕГЭ и перестала выполнять свою изначальную функцию – готовить самостоятельно мыслящего, рассуждающего, думающего человека с багажом базовых знаний.

Проблемы с дистанционной формой есть у взрослых, что уж говорить о школьниках. Пандемия заставила где возможно перейти на удаленную форму работы. И тут выяснилось, что многие просто не в состоянии работать без надсмотрщика.

Известный психолог Юрий Мурадян рассказывает, что в этом году больше всего к нему обращались за советом как научиться работать, находясь дома, как добиться самоорганизации. Собственно, это и есть основная проблема дистанционки – самодисциплина. Кстати, это касается и руководителей.

Так как же эту проблему сумеют решить дети, если даже для взрослых она стала вызовом? Они даже не сумеют ее осознать в силу возрастной физиологии – они еще не готовы к такой работе, их еще только начинают готовить к самостоятельности, которая наступит только к 17-20 годам, а у кого и позже. И лишь столкнувшись с реалиями жизни поймут, что никаких знаний не получили. И виноваты будут не они.

Дистанционное обучение – благо. Но данном этапе лишь на время и как форма, позволяющая не прерывать образование. Пока оно не может заменить собой прямое общение.

Чтобы перейти на эффективное дистанционное обучение должно измениться всё – технологии, которые дадут эффект присутствия, общество, люди, экономика. Мы только в начале этого пути. Поэтому я и считаю, что дистанционка пока невозможна нигде в мире как основная форма обучения. И по указу чиновников и законодателей она не наступит – реальность другая.

Картина дня

наверх